Литография

Полезные сведения о бумаге
21.12.2017
Оперативная и цифровая полиграфия
21.12.2017

Литография

Литография была изобретена в Германии немцем Иоганном Аллоисом Зенефельдером в Мюнхене начале XIX века. Способ печати, изобретенный Аллоисом, вначале получил название «полиавтография». Впоследствии название упростили и стали называть просто «литография». Способ «литографии» являлся результатом долгого поиска драматурга и актера Зенефельдера получения для своей типографии дешевой формы высокой печати способом травления. При попытке создания более дешевого способа для печати дорогих нотных листов, Зенефельдер обнаружил, что  камень-известняк по — разному реагирует при воздействии на него жира и воды. Суть изобретенной технологии состояла в использовании свойства жиров отталкивать воду. Печатной формой являлся специальный литографский камень — известняк. На него жирной тушью или специальным жирным литографским карандашом наносили изображение. После чего камень обрабатывался специальным составом, воздействующим только на те места, на которые не был нанесен рисунок. Благодаря обработке специальным составом, места без изображения в увлажненном состоянии не воспринимали краску. После чего под давлением краска с печатной формы переносилась на бумагу. Подобный способ позволял издавать большие тиражи за короткое время.

В 1806 году Зенефельдер открыл в Мюнхене первую литографскую мастерскую, где и продолжил свои дальнейшие изыскания.

Для нового способа печати Зенефельдер изобрел  специальный ручной пресс, который назвали «штанговый». Прижим бумаги  в этом прессе осуществлялся посредством качающегося деревянного ножа. Оттиск получался после приглаживания листа таким образом, чтобы чувствительный камень с печатным изображением не подвергался слишком большой нагрузке. Впоследствии предприимчивый немец усовершенствовал пресс, с которым было достаточно сложно работать, и изобрел новую версию пресса с печатным цилиндром.  
 
Зенефельдер изобрел также специальный ручной пресс для нового способа печати. Это был так называемый «штанговый» пресс  в котором прижим бумаги обеспечивался посредством качающегося деревянного ножа. Оттиск получался после приглаживания листа таким образом, чтобы чувствительный камень с печатным изображением не подвергался слишком большой нагрузке. Так как со штанговым прессом работать было трудно, он также создал версию пресса с печатным цилиндром
.  

Способ литографии получил такую популярность, что уже в начале XIX века почти во всех столицах Европы появились аналогичные типографии. Стал постепенно развиваться и метод цветной литографии. Несмотря на большую сложность данного метода полиграфии ( для каждого цвета приходилось готовить отдельный камень), но результаты получались настолько интересными, что этот вид литографии продолжал существовать и развиваться.