Типография является производственным полиграфическим предприятием, оказывающим полиграфические услуги: допечатную подготовку, нанесение изображения на носитель — печать тиража, а также послепечатную обработку полиграфической продукции. В типографии может осуществляться полный комплекс полиграфических услуг или отдельные этапы печатного процесса.
Ученые-историки считают, что книгопечатание появилось в VI в.н.э. на Востоке — в Китае или Японии. Изображение страницы текста вырезали на куске дерева или вылепляли из глины. Выступающие части полученной печатной формы покрывали тушью и плотно прижимали к листу бумаги.
Около 1045 г. китайцем Пи Чень был придуман разборный шрифт, а через четыре столетия такой же шрифт повторно был изобретен в Европе в 1444 году Иоганном Гутенбергом. Им же был изобретен и первый печатный станок еще в 1440 году.
Первая типография в России появилась в 1553 году во времена правления Ивана Грозного. И это было естественно — ведь именно Москва являлась культурным и научным центром всей России. В те годы опыт передавался, как правило, от учителя к ученику, овладевать ремеслом приходилось самостоятельно, без каких-либо пособий и руководств. Так овладевал искусством книгопечатания и Иван Федоров — основатель книгопечатания в России.
1 марта 1564 года в типографии Ивана Федорова вышла первая русская книга "Апостол". Оформление книги поражало своим великолепием, чудесные гравюры, особенный шрифт, качественная печать сделали эту книгу поистине произведением искусства.
В широком понимании этого слова, типография — это предприятие, где готовят к печати и печатают различные полиграфические продукты. Для допечатной подготовки в типографиях изготавливают печатные формы, клише, штампы, фотоформы, которые затем используются для нанесения изображений на бумагу, пластик и даже металл. После того, как полиграфическое изделие полностью подготовлено к процессу печати, наступает самый ответственный этап — печать полиграфической продукции. Основными способами печати в наше время являются: офсетная печать и цифровая печать, флексография, трафаретная печать, широкоформатная печать и т.д. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выбирая определенный способ печати какого-то конкретного продукта печати, необзодимо учитывать возможности имеющегося оборудования, особенности продукта печати, тираж изделия, сроки изготовления заказа, индивидуальные пожелания заказчика к внешнему виду конечного продукта и т.д.
Послепечатная подготовка — последний этап производственного полиграфического процесса, в результате которого в свет выходит полностью готовое к употреблению полиграфическое изделие.
Изобретение печатного станка стало одним из величайших изобретений за историю человечества, оказавшим огромное влияние на все сферы человеческой
деятельности.